Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • ХМАО - Югра, г. Нижневартовск
  • +7 (904) 483-50-68
  • sammitportal@mail.ru

Методические рекомендации

Вебинар "Особенности подготовки и участия в олимпиаде «Шаг в будущее»" 28 сентября 2021 г.


Статья

Методические рекомендации по подготовке статьи

Аннотация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ АННОТАЦИИ РАБОТЫ

При подготовке аннотации следует исходить из того, что она призвана решить следующие основные задачи:

  • дать возможность читателю быстро оценить основное содержание статьи с тем, чтобы решить, следует ли ему обращаться к ее полному тексту;
  • предоставить читателю самую общую информацию о статье, устраняя необходимость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;
  • в лаконичном виде предоставить информацию о статье для научных, библиотечных и поисковых информационных систем.

Аннотация к статье должна быть:

  • информативной (не содержать общих слов),
  • содержательной (отражать основное содержание статьи),
  • структурированной (следовать логике изложения материала в статье);
  • компактной (укладываться примерно в 500 слов).

Аннотация должна включать в себя

  • предмет и цель работы (если они не следуют из названия статьи),
  • используемый метод или методы исследования,
  • основные результаты исследования,
  • отличия данной работы от других, схожих по теме,
  • область применения результатов,
  • выводы, рекомендации, перспективы развития работы.

В аннотации следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает...», «автор полагает…» и так далее), а также сложных грамматических конструкций. Аннотацию следует писать как можно более лаконичным, точным и простым языком. Аннотация должна быть понятна широкому кругу читателей, поэтому не должна изобиловать научными терминами. Следует избегать общеизвестных сведений и штампов.

Аннотация не должна включать в себя цитаты из текста статьи. В аннотации обычно используются конструкции констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и так далее), а также стандартные оценочные словосочетания (уделяет основное внимание, важный актуальный вопрос, проблема, детально анализирует, убедительно доказывает).

Широко известен следующий прием оценки качества аннотации. Переведите аннотацию на английский язык каким-либо автоматическим переводчиком, а затем тем же переводчиком – обратно на русский язык. Если Вы сможете понять получившийся текст, значит аннотация подготовлена хорошо.


Презентация

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

Введение
Предлагаемая «Памятка» имеет целью помочь молодым ученым правильно и кратко изложить суть своей научной работы, как в письменном виде, так и в устном сообщении – докладе. «Памятка» – это не оковы для автора, не узда для творческой личности, а добрые советы. Мировое научное сообщество давно выработало и приняло рациональные формы представления результатов научной работы. Эти формы позволяют читателю кратчайшим путем прийти к пониманию сути работы, ее значения для науки и практики, а тем самым «взвесить» и автора работы, его умение логически рассуждать, излагать свои мысли, убеждать в достоверности результатов; словом, взвесить все то, что определяет способности автора к научной работе. Помните, что единственная цель любого написанного слова заключается только в том, чтобы оно было кем-то прочитано.

В «Памятке» приведены не инструкции по написанию научной работы и ее внешнему оформлению, а лишь те рекомендации и советы, которые помогут Вам представить полноценную работу, а нам – оценить ее как можно точнее.

Типовая структурная схема конкурсной работы
Научные работы, представляемые молодыми учеными на конференцию «Шаг в будущее», должны содержать, как правило, следующие основные элементы.

  1. Титульный лист.
  2. Введение.
  3. Основное содержание.
  4. Выводы (заключение).
  5. Список литературы.

Остановимся кратко на содержании и основном назначении перечисленных разделов.

Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении должна быть четко сформулирована цель работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор.

Объем введения – не более 1.5 страниц машинописного текста, рекомендуемый объем – 1 страница.

Помните, что умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств научного работника. Никаких иллюстраций в раздел «Введение» помещать не нужно.

Основное содержание. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п. В этом разделе должна быть четко раскрыта новизна и достоверность результатов работы. Понятие «новизна» для участников конкурса вовсе не означает, что Вы должны «открыть Америку» – это трудно сделать, не закончив среднюю школу или ВУЗ, хотя принципиально такая возможность не исключена. Новым может быть, например, анализ известных научных фактов и оценка их автором работы; новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента и т.п. Экспериментальные работы, макеты устройств и приборов, выполненные автором работы, почти всегда содержат элементы новизны, так как в таких работах принимает участие не только голова, но и руки. Умелые руки всегда ценятся высоко сами по себе, но особенно высоко – в инженерном деле. В то же время надо понимать, что новизна – это не самоцель работы; она должна быть логическим следствием самой сути работы.

В том же разделе работы должна быть доказана достоверность результатов, если она не очевидна из предшествующего опыта и уровня знаний. Достоверность результатов подтверждается, как правило, контрольными расчетами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов и т.д.

Выводы, или заключение – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного-трех пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы – это убеждения автора работы, за которые он готов бороться.

Например, в одной из конкурсных работ основной вывод был сформулирован так:

«Рассмотренные свойства кривых второго порядка (эллипса, параболы и гиперболы) в комбинации с кривыми высших порядков позволяют создавать новые виды оптических систем телескопов, преобразователей лазерного излучения, оптических дальномеров».
Здесь автор вывода занял ясную и твердую позицию: он утверждает, что найденные им «свойства … позволяют … создавать» нечто новое. Прав он или не прав – это другой вопрос, но то, что вывод сформулирован правильно – это бесспорно.

Работа завершается списком литературы. Имеются ввиду те литературные источники (книги, журнальные статьи, описания изобретений, справочники и т.д.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки, например: [ 1 ]; в списке литературы квадратные скобки не ставят.

Текст работы может быть рукописным, написанным аккуратным и разборчивым почерком.

Советы докладчику
Для доклада на форуме «Шаг в будущее» предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не бойтесь, что Вы не успели «сказать все». После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, Вы, в сущности, дополняете свой доклад. Отрепетируйте его дома, когда Вам никто не мешает. Убедитесь, что Вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что примерно 80% времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы. Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная задача их заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют это делать хорошо и быстро), а «увидеть» Вас в этой работе, оценить Ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу.
Вот несколько советов докладчику:

  1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните – Вас никто не обидит.
  2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы:
    «Цель работы заключается в …»,
    «Цель работы заключается в том, что (чтобы) …»,
    «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …» и т.п.
  3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; одним словом, изложите основное содержание работы, ее идею и суть.
  4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в виде основного вывода или заключения по работе.
  5. Закончите выступление примерно так:
    «Доклад закончен. Благодарю за внимание».
  6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.

Дорогие участники!
Помните, что победа в ваших руках. Залог победы – хорошая учеба и добротно выполненная научная работа. Хорошая работа имеет замечательное свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас.