Когда моих сверстников спрашивают о Великой Отечественной войне, многие вспоминают какие-то фильмы или произведения на эту тему, рассказы дедушек и бабушек. Но за людей, переживших страшные военные годы, ответит их лицо. Ведь на каждую морщинку, седой волос и глаза наложила отпечаток война. Для них это время, конечно, не ассоциируется с пафосными надписями «Можем повторить!» и орудиями убийства на улицах под радость толпы. Для них война – это смерть, убийства, голод, грязь и кровь.
Многие литературные произведения рассказывают о войне, её героях, принимавших участие в боевых действиях и защищавших страну с оружием в руках. Но есть произведения и о том, как жили люди в тылу, как они в полях и у станков делали для победы не меньше тех, кто лежал в окопах. Рассказ писательницы, моей односельчанки Елены Ивановны Чубенко имеет красивое и поэтичное название «Солнцем поцелованные». Он стал основой для одноименной пьесы и повествует о жизни в тылу.
Хотя «Солнцем поцелованные» написаны в контексте Великой Отечественной войны, это не главная тема произведения. Действие происходит в далеком забайкальском селе, поэтому война в произведении является лишь фоном. Зритель слышит её отголоски. Но военные события накладывают отпечаток на героев, их судьбы. Центральное место занимают люди, их взаимоотношения, чувства и эмоции.
Пьеса основана на реальных событиях, истории предков писательницы: прадеда Елисея и прабабушки Матрены. Их оба сына погибли на фронте, а дочь Акулина воевала, но возвратилась домой. Сам дед Елисей имел свою историю из германского плена во время первой мировой войны. Она тоже нашла свое место в пьесе. Постепенно скелет сюжета обрастал плотью, обретая новые яркие образы со своими историями и характерами. Отличительная черта речи героев – забайкальский диалект, с помощью которого передается колорит и менталитет сельских жителей.
Так появилась история девушки Пашки, вернувшейся беременной с войны к родителям в деревню. Героиня сталкивается с осуждением, возникшим из-за её положения. Но родители поддерживают дочь, а сокровенные тайны ее отца, о которых никто не знал, всплывают на поверхность.
Герои интересны своим многообразием: у каждого свой взгляд на мир, свой характер, своя история. А человечность и поступки некоторых из них трогают зрителя и читателя. Отношение родителей Пашки к ней и к сложившейся ситуации меня очень радует, потому что, по моему мнению, так должны выглядеть здоровые отношения родителей и ребенка. «Какой же это грех? Ты даже не думай об этом! Ведь человек родится. Разве ж это грех? Это же счастье великое!» – так поддерживал Елисей свою дочь. И дед Елисей, и все его дети рыжие, «солнцем поцелованные», жизнерадостные и добросердечные люди. И убить их – большой грех.
В 2018 году спектакль «Солнцем поцелованные» был показан на сцене Улётовского народного театра имени Николая Буракова. Это результат многомесячной работы режиссёра Галины Георгиевны Жуковой и большой команды актеров, художника-декоратора, костюмера и звукорежиссёра. Спектакль тепло встретили зрители. Всё: актерская игра, музыка, декорации, костюмы, сюжет – слились воедино. Они идеально сочетаются и взаимодействуют. Спектакль полон морали и не обделен интересными сюжетными поворотами. Так, зрители не ожидали появления жены возлюбленного главной героини в конце действия и были поражены этим.
Видно, что работа проделана большая, а Улётовские актеры на сцене по-настоящему переносили тяготы военного времени. На зрителей лилась правда о войне и жизни в тылу, именно поэтому они выходили из зала потрясенные, с влажными от слез глазами.
Меня восхитила работа режиссёра, которая очень четко воплотила авторский замысел. Я любовалась грамотным подбором актеров. Это те люди, с которыми я сама играла в других спектаклях театра и знакома с ними в жизни. Их игра заставляет верить происходящему на сцене. А декорации и костюмы передают атмосферу военного времени.
Спустя год после выхода спектакля по его мотивам режиссёром Николаем Гадомским был снят фильм «Грех рыжих убивать». Кинолента рассказывает ту же историю, но с некоторыми изменениями: например, отец главной героини не поддерживает ее, а наоборот, осуждает. Подобные отклонения от сюжета обычно свойственны экранизациям. Ведь у каждого режиссёра свое видение происходящего на сцене или съемочной площадке. По моему мнению, Николай Гадомский увидел главное – грех убийства не только рыжего, «солнцем поцелованного», но и любого человека.
И фильм, как и спектакль, не оставил зрителя равнодушным. Такие работы не позволяют забывать о страшных событиях войны, сохранить память о людях и их поступках. Это важно для сохранения мира на Земле.
(Голосов: 61, Рейтинг: 2.12) |